Перейти к основному содержанию
Версия для слабовидящих

Профилактика правонарушений

Наиболее распространенные формы и способы совершения посягательств, в том числе, получивших
распространение новых способов мошенничества


 В соответствии со ст. 159 УК мошенничеством является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Из данного определения следует, что объективная сторона мошенничества выражается либо в хищении чужого имущества, либо в приобретении права на чужое имущество. Мошенничество, являясь одной из форм хищения, полностью соответствует всем трем признакам хищения, которые указываются в определении хищения (примечание к ст. 158 УК), а именно: чужое имущество; его изъятие или обращение в пользу виновного или других лиц; противоправность; безвозмездность; причинение ущерба собственнику или иному владельцу; корыстная цель.
 Для характеристики способа совершения рассматриваемого преступления, то есть мошенничества, используются словосочетание «путем обмана или злоупотребления доверием», что означает, что способ является обязательным признаком состава преступления и для его наличия необходимо установить, что преступление совершено способом, предусмотренным в законе. Поэтому «обман» и «злоупотребление доверием» относятся к числу обязательных признаков состава мошенничества и установление их является необходимым для наличия рассматриваемого преступления. Отсутствие же указанных признаков будет свидетельствовать об отсутствии состава данного преступления.
Форма мошеннических обманов довольно разнообразна. Искажение истины (активный обман) может быть словесным (в виде устного или письменного сообщения), либо заключается в совершении различных действий: фальсификация предмета сделки, применение шулерских приемов при игре в карты или в «наперсток», подмена отсчитанной суммы фальсифицированным предметом, напоминающим пачку денег («куклой»), внесение искажение в программу ЭВМ и т.п.
 Можно выделить пять общих типичных способов обмана, характерных для мошенничества:
1. Виновный выдает себя за лицо, имеющие право на получение имущества, которым он в действительности не является (обман в лице).
2. Изменяет внешний вид предмета и ( или) выдает один предмет за другой (обман в предмете).
3. Получает плату за работу, выполнить которую не намеривался ( обман в намерениях).
4. Обман в обстоятельствах, которые для данного случая являются существенными.
5. Представляет заведомо ложные документы для получения имущества или денежных сумм (как правило, тесно связан с вышеперечисленными способами).
Оперативно-следственным сотрудникам был задан вопрос об известных им на практике способах мошенничества в отношении имущества физических лиц. По мнению опрошенных, мошенниками в отношении имущества физических лиц используются:
1) способы, совершаемые под предлогом оказания услуг:
а) приобретения чего-то: недвижимости (квартиры, дачи, гаража и т. д.);
б) реализации намерений, удовлетворения желаний: устроиться на работу, поступить на учебу, перейти на другую работу и т. д.;
в) выполнения работ: отремонтировать что-то (автомобиль, крышу здания);
2) способы, совершаемые под предлогом займа денег: с выдачей расписки, без выдачи расписки, неоднократно с нарастающим увеличением суммы займа денег, разово;
3) способы, совершаемые под предлогом временного пользования: средствами телефонной сотовой связи (мобильным телефоном), автомобилем, квартирой, дачей, гаражом, фото-видеоаппаратурой, персональным компьютером, принтером, сканером, ксероксом, мебелью, электроинструментами, одеждой, драгоценностями и т. п. ;
4) способы, совершаемые под предлогом продажи имущества: не принадлежащего продающему, несуществующего;
5) способы, совершаемые под видом гадания, знахарства, лечения методами нетрадиционной медицины;
6) способы, совершаемые под прикрытием и инсценировкой: благотворительности, попрошайничества, «официальной» передачи какого-либо подарка, приза, выигрыша с предварительным получением определенного процента от общей его суммы;
7) способы, совершаемые мошенниками путем представления лицами, исполняющими служебные или общественные обязанности: представителей общественных организаций, работников отдельных государственных структур (сотрудников правоохранительных органов, МЧС и др.);
8) способы, совершаемые путем подмены товара с использованием: муляжа товара, упакованного в коробку, муляжа товара, завернутого в бумагу, муляжа товара, помещенного в сумку;
9) способы, совершаемые посредством использования документов, ценных бумаг для завладения и пользования имуществом физических лиц: поддельных (полностью, частично), подлинных, но принадлежащих другим лицам (чеков, векселей, пластиковых карт и т. п., включая документы, удостоверяющие личность) ;
10) способы, совершаемые посредством использования «денежной куклы»: путем вручения ее потерпевшему при расчете за товар, выполненные работы, оказанные услуги, путем ее вручения потерпевшему при обмене валюты, путем обмана в процессе пересчета и передачи денег («ломка денег», «поднятие денег», «прилепка денег» ); путем подбрасывания «денежной куклы» потерпевшему с последующим участием в дележе «находки» («подкидка денежной куклы») ;
11) способы, совершаемые при продаже поддельных, фальсифицированных: ювелирных изделий; драгоценных камней; вещей, принадлежащих якобы известным людям, произведений искусства; редких вещей, предметов; произведений антиквариата;
12) способы, совершаемые посредством организации и проведения азартных игр: в карты (шулерство), в наперсток, в лотерею, на различных «игровых автоматах», на тотализаторе, в лото, в кости, в рулетку, и т. д.;
13) способы, совершаемые под прикрытием: установления брачных отношений, выполнения обязательств по опекунству, попечительству;
14) способы, совершаемые посредством создания и использования «лжефирм»;
15) способы, совершаемые путем создания «финансовых пирамид
6) способы, совершаемые посредством использования компьютерной техники;
16) способы, совершаемые в сети Интернет: продажа товаров через Интернет-магазины с предоплатой, либо полной оплатой покупки предполагаемого товара, путем похищения номеров чужих кредитных карт и последующего их использования, фальсификация услуг при подключении к Интернет-провайдеру, под предлогом «надежного», «выгодного» вложения капитала под предлогом трудоустройства, организации путешествий, под видом онлайновой благотворительности, под предлогом оказания услуг относительно участия в выставках, соревнованиях, конкурсах, при проведении аукционов, иные.
Способы мошенничества, совершаемые под предлогом оказания каких-либо услуг. Данные способы являются наиболее распространенными.
При их совершении мошенники предлагают за определенное вознаграждение оказать свою помощь. На практике это может быть обещание посодействовать в приобретении чего-либо; выполнении каких- либо работ; реализации намерений, удовлетворении желаний, решении каких-либо жизненных проблем. После получения денег, иного имущества мошенники скрываются.[6, c.34]
Трудоустройство за рубежом. В таких случаях мошенники снимают квартиру под офис и проводят «объявленческую» кампанию. Обещают всех желающих отправить в ту или иную страну на сбор цитрусовых, строительство дорог, лов рыбы и т. п. Каждому желающему предлагают заплатить определенную сумму денег для оформления выездных документов.
Трудоустройство с «испытательным сроком». Как правило, желающий устроиться на работу, используя телефон, звонит по объявлению. Ему предлагают пройти испытательный срок. Обычно он составляет от двух недель до трех месяцев. Потерпевший, не подозревая о мошеннических намерениях «работодателя», старательно выполняет возложенные на него функции. По окончании «испытательного срока» ему объявляют о его профнепригодности и, соответственно, отказе в приеме на работу без выплаты какого-либо вознаграждения.
Трудоустройство на дому. Этот вид мошенничества тесно связан с предыдущим. Отличие состоит в том, что «будущий» работник исполняет свои обязанности дома, а в конце месяца, когда наступает срок выплаты заработной платы, фирма-работодатель исчезает.
Далее представляется целесообразным выделить способы мошенничества, совершаемые по поводу отдельных событий. При реализации этих способов мошенниками проводится сбор денег в связи с каким-то предстоящим событием. Такие сборы денег могут проводиться как по месту работы потерпевших, так и по месту их жительства.
В отдельных случаях это характерно и для мест, где учатся, занимаются спортом их дети. В данных способах проявляется наступательный обман. Мошенник не предлагает, а настоятельно требует передачи ему денег. При этом он демонстрирует на бумаге ведение «своего» учета поступающих денег и фактически ставит в неловкое положение человека, от которого требует сдачи определенной суммы денег. Данные способы часто имели место во время массового отъезда граждан СССР в другие государства. Сейчас они характерны для лиц, которые под разными предлогами скрывают свое место жительства и истинные намерения о том, где намереваются в дальнейшем жить и работать.
Способы мошенничества, совершаемые под предлогом займа денег. Мошенничество, совершаемое под предлогом займа денег, не имеет тенденции к сокращению. Мошенник, войдя в доверие к потерпевшему, занимает крупную сумму денег. При этом в зависимости от конкретных обстоятельств нередко дает даже расписку за их получение, а затем скрывается. Иногда мошенник и жертва могут проживать в одном населенном пункте. В таких ситуациях должник не скрывается от потерпевшего, а игнорирует требования последнего о возврате долга. В отдельных случаях мошенник возвращает долг частично. При этом чаще всего он возвращает деньги, полученные обманным путем от других «жертв» его неправомерных действий.
Способы мошенничества, совершаемые под предлогом временного пользования имуществом физического лица. Мошенник, достигнув благоприятного расположения и доверия у гражданина, обосновывает свою просьбу на временное пользование какой-то очень нужной для него вещью. При этом выбирается время, когда гражданину, у которого просят на время вещь, она практически не нужна. Характерно, что за временное пользование запрашиваемой вещью обещается, как правило, символическая сумма либо гарантируется выполнение каких-то незначительных услуг, работ. После получения требуемой вещи мошенник просто «забывает» ее возвратить и скрывается от законного владельца.

Профилактика преступлений
и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение? Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическуюответственность.  
 Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско- правовую.
 1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
 2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
 4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
 Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
 Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
 - неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
 - порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
 - девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки,  принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
 - предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
 - противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
 – неуспеваемости по большинству предметов;
 – отставания в интеллектуальном развитии;
 – ориентации  на другие виды деятельности;
 – отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
 – отказ от общественных поручений;
 – пренебрежительное отношение к делам класса;
 – демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
 – пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
 – употребление спиртных напитков;
 – употребление психотропных и токсических веществ;
 – тяга к азартным играм;
 – курение;
 – нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
 – грубость;
 – прогулы;
 – пропуски занятий;
 – недисциплинированность на уроках;
 – жестокое отношение к животным;
 – воровство;
 – нарушение общественного порядка;
 – немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
 – равнодушное;
 – скептическое;
 – негативное;
 – ожесточенное.
 Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как  родители  боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
 Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования,  осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга  - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
 В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим необходимо:
 - создать уклад норм школьной жизни;
 - помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
 - помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
 - помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
 - воспитать навыки правовой культуры.